Законы о банковской тайне давно есть, а самой тайны все нет

Основные украинские нормативно-правовые документы, регулирующие правоотношения в сфере банковской тайны:

Статья 1076 ГКУ провозглашает, что банк гарантирует тайну банковского счета, операций по счетам и сведений о клиенте. Однако тут же есть оговорка о том, что в случаях, предусмотренных законом, сведения об операциях и счетах клиентов могут быть предоставлены (помимо самих клиентов и их представителей) также органам государственной власти, их должностным и служебным лицам и не только (перечень не исчерпывающий).

Закон о банках и Правила, несмотря на изложенные в них гарантии  и обязательства по защите и хранению банковской тайны, скорее можно назвать своего рода пособиями для банков по раскрытию "тайной" информации органам власти и другим заинтересованным лицам по их запросам, так как именно эта процедура расписана в этих документах очень подробно.

 

Что такое "Банковская тайна"?

В Украине (ст. 60 Закона о банках) под ней подразумевают:

"...информацию о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьим лицам при оказании услуг банка, а именно:

  1. Сведения о банковских счетах клиентов, в том числе о корреспондентских счетах банков в НБУ.
  2. Операции, проведенные в пользу или по поручению клиента, осуществленные им сделки.
  3. Финансово-экономическое состояние клиентов.
  4. Системы охраны банка и клиентов.
  5. Информация об организационно-правовой структуре юридического лица – клиента, его руководителях, направлениях деятельности.
  6. Сведения о коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайне, любом проекте, изобретениях, образцах продукции и другая коммерческая информация.
  7. Информация об отчетности отдельного банка, за исключением подлежащей опубликованию.
  8. Коды, используемые банками для защиты информации..."

В Правилах и Законе о банках прописаны обязательства по сохранению банковской тайны. Однако определены они довольно размыто и не содержат конкретных требований:

  1. Ограничение круга лиц, имеющих доступ к информации, составляющей банковскую тайну.
  2. Организация специального делопроизводства с документами, содержащими банковскую тайну.
  3. Применение технических средств для предотвращения несанкционированного доступа к электронным и другим носителям информации.
  4. Применение оговорок о хранении банковской тайны и ответственности за ее разглашение в договорах и сделках между банком и клиентом (ст. 61 Закона о банках).

При вступлении в должность служащие банка подписывают обязательства относительно хранения банковской тайны. Руководители и служащие банков обязаны не разглашать и не использовать с выгодой для себя или третьих лиц конфиденциальную информацию, ставшую известной им при исполнении служебных обязанностей.

По Закону о банках (ст. 62), информация, составляющая банковскую тайну, может быть раскрыта:

  1. По письменному запросу или с письменного разрешения владельца такой информации (белее детальная регламентация этой процедуры содержится в Правилах).
  2. По решению суда. В основном, к судебной процедуре органы власти прибегают в тех  (не слишком частых) случаях, когда информацию не удается получить административным путем (через подачу запроса в банк).
  3. Органам прокуратуры, СБУ, МВД, антимонопольного комитета - по их письменному требованию - относительно операций по счетам за определенный промежуток времени.
  4. Органам налоговой службы - по их письменному требованию - относительно наличия банковских счетов (таким образом, налоговые  органы могут  по запросам  получать от коммерческих  банков справки и/или копии документов о наличии банковских  счетов,  а на  основании  решениясуда (дополнительно) -  информацию про объем и обращение средств на счетах.
  5. Специально уполномоченному органу по вопросам финансового мониторинга - по его запросу  - относительно финансовых операций, связанных с объектами финансового мониторинга, и об участниках таких операций.
  6. Органам исполнительной службы - по их письменному требованию по вопросам исполнения судебный и других решений  - относительно состояния счетов.
  7. Национальной комиссии по ценным бумагам  - при самостоятельной подаче банком информации о банке в соответствии с законами о ценных бумагах и фоновом рынке.

То есть, госорганы без особых затруднений могут получить информацию о состоянии счета и проведенных операциях.

Кроме того, банк имеет право передавать конфиденциальную информацию другим банкам и НБУ при предоставлении кредитов и банковских гарантий, а также при осуществлении банковского надзора или валютного контроля. Закон также предусматривает передачу информации, полученную при осуществлении банковского надзора, органам других стран, если такие обязательства предусмотрены международными договорами Украины.

Таким образом, режим обращения с информацией о вкладчиках в Украине назвать банковской тайной сложно. Скорее, существует лишь законодательно закрепленное понятие банковской тайны и общие принципы, которые на практике  не работают (во всяком случае, в интересах клиентов банка). Существующее законодательство сможет защитить разве что  от простых любопытных, собирающих информацию в личных целях, а на любой официальный, правильно составленный запрос банк ответит не задумываясь. Согласно новым Правилам, ответ должен быть предоставлен банком в течении 10 дней. Максимум, что банк может сделать, -  это предупредить о запросе и немного потянуть с ответом.

Как свидетельствует практика, запросы банки получают достаточно часто и (при отсутствии формального предлога для отказа) отвечают на них.

Еще более усиливают незащищенность клиентов и посягают на конфиденциальность  их вкладов и операций положения закона, в соответствии с которыми банк имеет право предоставлять информацию, содержащую банковскую тайну, частным лицам и организациям (для выполнения ими своих функций или предоставления услуг банку) в соответствии с договорами, заключенными между такими лицами и банками - к примеру, договорами об отступлении права требования к клиенту.

Слабым утешением для вкладчиков может послужить закрепленное в законе обязательство частных лиц и организаций, получивших информацию таким  образом, не разглашать ее и не использовать в своих или чьих-либо еще интересах.

Положительным моментом законодательства является то, что банку запрещается предоставлять информацию о клиенте другого банка, несмотря на то, что его имя фигурирует в документах, договорах и операциях клиента. Отвечая на запрос, банк должен предоставить лишь данные о движении по счету, не указывая контрагентов. Информация о контрагенте может быть предоставлена лишь по судебному решению или с разрешения самого клиента.

Формальным поводом для отказа банка в предоставлении информации может быть нарушение условий, перечисленных в ст. 62 Закона о банках, а именно:

  1. Требование должно быть изложено на бланке государственного органа установленной формы.
  2. Требование скрепляется подписью руководителя государственного органа (или его заместителя) и гербовой печатью.
  3. Требование должно содержать предусмотренные Законом о банках основания для получения такой информации (в то же время, четкого и исчерпывающего перечня таких оснований закон не предусматривает, что нередко  влечет за собой злоупотребления со стороны государственных органов).
  4. Запрос должен ссылаться на норму закона, согласно которой государственный орган имеет право получать такую информацию.

Юридически соблюсти все эти требования совсем не сложно. Как следствие, нередки ситуации, когда под формальными предлогами у банка запрашивается информация, а на основании этой информации уже "раскручивается" само дело.

 

Персональные данные о клиентах и банковская тайна

После вступления в силу Закона о защите персональных данных соответствующими положениями о порядке обращения с персональными данными о клиентах, содержащими банковскую тайну, были дополнены и Правила.

Персональные данные, относящиеся к банковской тайне,  определены в них довольно туманно - это "сведения о физическом лице, которые стали известны банку во время его обслуживания и взаимоотношений с ним или третьими лицами при предоставлении услуг банку". Банки, в соответствии с Правилами, обязаны зарегистрировать базы персональных  данных своих клиентов, а также разработать и утвердить внутренние документы о порядке их обработки.

В Правилах содержится ограничение на использование банками персональных данных, содержащих банковскую тайну – для этого необходимо согласие или разрешение клиента. Такое согласие может быть получено одним из следующих способов:

  1. Составлено в произвольной письменной форме и подписано клиентом.
  2. Включено в договор о предоставлении банковских услуг.
  3. Подтверждено подписью/цифровой подписью в документах, квитанциях об осуществлении операций и т. п.
  4. Установлением подтверждающего признака с помощью элементов веб-ресурсов банка.

Как можно заметить, перечисленные способы получения согласия от клиента свидетельствуют скорее о формальном характере этих ограничений (попросту говоря, если человек хочет стать (или остаться) клиентом банка, он вынужден дать разрешение на то, что данные о нем будут использоваться в дальнейшем - в том числе, и без его ведома). И хотя указано, что такое использование допускается "исключительно для осуществления полномочий" банка, вряд ли для клиента это может послужить достаточной гарантией соблюдения конфиденциальности, ведь, как уже было сказано, в такие полномочия входят и банковский надзор, и предоставление информации по запросам различных организаций и должностных лиц.

За разглашение информации, составляющей банковскую тайну, предусмотрена уголовная ответственность (ст. ст. 231, 232 Уголовного кодекса), но наверное это не самая страшная статья УК: во-первых, заинтересованным в получении этих сведений лицам нет необходимости что-то нарушать, если можно все получить вполне законно; во-вторых, доказать это преступление довольно сложно.

Во всем мире ужесточаются требования идентификации клиентов финансовыми учреждениями и упрощается доступ к банковской тайне. Положение об обмене информацией (в том числе и между банками) содержится в модельных налоговых конвенциях ООН и ОЭСР и, по их примеру, включается во многие двусторонние международные налоговые договора, в том числе и заключенные Украиной. В такой малоприятной для вкладчиков ситуации можно лишь порекомендовать иметь дружественного банкира, а если такого еще нет - попытаться его найти.

 

Банковские ячейки и банковская тайна

Рассуждая о конфиденциальности отношений банков с клиентами следует сказать несколько слов и о безопасности хранения ценностей и документов в банковских ячейках.

Услуги по предоставлению индивидуальных банковских сейфов (таково их официальное название) сегодня предлагают почти все банки в Украине. Надежность такого способа хранения имущества высока, так как технические характеристики банковских хранилищ должны соответствовать установленным требованиям Нацбанка, которые составлены по европейским стандартам.

Но это не стопроцентная гарантия, так как ни один банк не может обеспечить  сохранность ценностей в банковской ячейке в случае чрезвычайных ситуаций - грабежей, стихийных явлений и т. д. Как свидетельствует малоприятный опыт некоторых вкладчиков, нельзя исключать и случаи недобросовестного поведения сотрудников самих банков.

Чтобы избежать таких "сюрпризов", следует тщательно изучать условия договоров о предоставлении сейфа и (если необходимо) внутренних правил банка, на которые ссылаются такие договора. Юристы банка, "заботясь" о его интересах, иногда включают в эти документы довольно неожиданные положения, в соответствии с  которыми банк может отказать в возмещении ущерба за утраченное имущество или даже потребовать с клиента штраф за нарушение условий обращения с ячейкой.

Кроме того, стоит упомянуть и о существующих ограничениях ответственности банка за сохранность вверенного ему имущества - вернее, о неправильном понимании клиентами объемов такой ответственности.

Гражданский кодекс определяет два режима договоров о предоставлении банковских ячеек. В одном из них (предоставление сейфа, охраняемого банком) банк принимает от клиента ценности, контролирует их размещение в сейфе и получение их из сейфа клиентом - то есть гарантирует сохранность ценностей. Во втором случае (предоставление сейфа, не охраняемого банком) банк только предлагает пользование ячейкой, не обязуясь обеспечивать сохранность ее содержимого (по сути, это обычная аренда сейфа).

Почти все банки предлагает как раз услугу обычной аренды ячеек для хранения ценностей. Услуги охраняемых сейфов (со сдачей имущества по описи  и с получением гарантий его сохранности) предоставляют лишь несколько банков.

 

Остались вопросы?
Заполните заявку на бесплатную консультацию.

12.03.2024    ЕС обновил список несотрудничающих юрисдикций
Кто остался в списке и чем это им грозит? 20 февраля 2024 года Совет Европейского Cоюза внес существенные... [Читать далее]
28.02.2024    Как зарегистрировать траст
Траст! - Как много в этом слове! I. Введение II. Цели траста III. Типы трастов IV. Регистрация международных трастов V. Регистрация... [Читать далее]
13.02.2024    Траст или частный фонд - Что лучше для защита активов?
1. Введение 2. Трасты 2.1 Юридическая структура 2.2. Контроль и управление 2.3. Гибкость и разновидности 2.4. Налогообложение 2.5. Конфиденциальность 3. Частные фонды 3.1. Юридическая... [Читать далее]

Все новости
31.03.2023   Украинский бизнес и штат Делавэр
Почему миллионы бизнесменов США и мира стремятся в Делавэр? Чем он может быть полезен украинскому бизнесу?...[Читать далее]
01.09.2022   Де українському бізнесу добре в Європі
Багато українських бізнесменів думають про переїзд за кордон. Зазвичай їх погляд зупиняється на найближчому оточенні — Східній Європі. Але вона досить різноманітна і є на її територій окремі місця, де створені більш сприятливі умови для бізнесу....[Читать далее]
19.08.2022   Власний бізнес для переселенців в Європі
Через війну мільйони українців були змушені залишити домівки і власний бізнес. Багато з них виїхали за кордон і змогли забрати з собою чималі кошти.Для цих людей ми започаткували нову послугу - Запуск власного бізнесу в країнах Європи....[Читать далее]

все новости

 

© 2019 Компания Nexus™. Все права защищены.

Аналитические материалы, размещенные на сайте , имеют исключительно информационное назначение, не являются предложением проводить операции на рынке ценных бумаг или осуществлять те или иные инвестиции, и не могут рассматриваться как специальная юридическая консультация или руководство к действию. Мы прилагаем все разумные усилия, чтобы публикуемая информация была актуальной, точной и достоверной. Тем не менее, Nexus™ не несет ответственность за убытки (как прямые, так и косвенные), полученные в результате самостоятельного использования опубликованной информации. Любые решения в области бизнеса и инвестиций всегда связаны с риском. Непременным условием принятия таких решений должно быть понимание этих рисков и осознание личной ответственности за результаты. Некоторые услуги могут быть ограничены для резидентов Украины.