Правила GAAR (сокр. от англ. General Anti-Avoidance Rules - общие правила борьбы с уклонением от налогов) - это концепция борьбы государства с налоговыми уклонистами. По задумке их создателей, правила GAAR должны препятствовать схемам, главной целью которых является получение неправомерных налоговых преимуществ. На практике это приводит к вольному толкованию этих правил со стороны налоговиков и судебной ветви власти.
Первые попытки внедрения GAAR приходятся на начало 20-го века. Хронология их внедрения выглядит следующим образом: Австралия (1915 г.), Нидерланды (1924 г.), Франция (1941 г.), Германия (1977 г.), Канада (1988 г.), Китай (2008 г.), США (2010 г.), Великобритания (2013 г. - проект). В том или ином виде эти правила приняты в десятках других стран.
Характерные элементы правил GAAR
- Систематизация законодательных норм и судебных прецедентов, определяющих понятия "уклонение от налогов", "злоупотребление налоговыми нормами", "искусственная схема, сделка или транзакция".
- Внедрение законодательных механизмов проверки содержания применяемых бизнесом схем на предмет их легитимности.
- Описание признаков сделок, которые формально не противоречат законодательству, но при этом имеют побочный эффект в виде возникновения налоговых льгот, которые власти считают необоснованными и противоречащими духу законов.
- Внедрение законодательства, позволяющего налоговым органам в случае обнаружения схем злоупотребления пересматривать налогооблагаемую базу и, соответственно, сумму уплачиваемых налогов.
- Установление штрафов или иных санкций за применение схем минимизации налогов, основанных на злоупотреблении налоговыми нормами.
Процедура применения правил GAAR
Краеугольным камнем правил GAAR является понятие "Злоупотребление налоговыми нормами". В разных странах определения этого понятия заметно отличаются. Однако главным во всех них является факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, при которой имеет место:
- недостаточное "экономическое содержание" сделок;
- отсутствие добросовестности при планировании сделок;
- прямое или косвенное искажение применения норм налогового законодательства.
Важным элементом правил GAAR является бремя доказывания добросовестности или недобросовестности применяемых схем. Здесь также нет единого подхода, и в каждом государстве это решается по-своему. Например, в Бельгии, Индии, Франции, Японии, Италии, Мексике и Великобритании недобросовестную природу схем налогового планирования должны доказывать налоговые органы. В Австралии, Китае, Ирландии, России, США, Сингапуре, Южной Корее и Швеции доказать добросовестность своих схем должен сам налогоплательщик. В некоторых других странах бремя доказывания разделено поровну между налогоплательщиком и налоговыми властями.
Следует отметить, что углубленная проверка схем налоговой оптимизации на предмет их соответствия правилам GAAR инициируется не ко всем без разбора, а только в случае наличия обоснованных подозрений о недобросовестной природе используемых схем. В большинстве государств для такой углубленной проверки создаются специальные подразделения или департаменты в структуре налоговых органов.
Наряду со многими другими инструментами борьбы с минимизацией налогов, правила GAAR предоставляют налоговым органам широкие возможности для вольной трактовки их положений и подведения под них многих популярных оффшорных схем, в том числе тех, которые базируются на применении норм двусторонних международных договоров об устранении двойного налогообложения.
Активное внедрение правил GAAR вносит значительную неопределенность для бизнеса. Применять популярные ранее схемы налогового планирования становится все более рискованным занятием. Стремительно изменяющиеся условия требуют активного вовлечения в процесс оптимизации налогообложения высококвалифицированных юристов узкого профиля.