Оффшорные схемы владения объектами интеллектуальной собственности (далее по тексту "ИС") решают три основных задачи:
- Вывод капитала в безопасные юрисдикции,
- Минимизация налогов,
- Защита ИС.
Объекты ИС:
- права на торговые марки, дизайн и модели;
- авторские права на литературные произведения, музыкальную продукцию, научные работы, произведения живописи, фильмы, базы данных, публикации и программные продукты;
- патенты на изобретения.
С точки зрения налогового планирования интеллектуальная собственность имеет важное преимущество перед товарами и услугами. Объекты ИС - это не вагон зерна. Их цену нельзя определить, исходя из каких-либо единообразных правил (в отличие от того же зерна, на которое существуют "справочные цены"). При заключении соответствующих сделок стороны вправе свободно устанавливать стоимость объектов ИС или размер платежей за их использование.
Типичная схема применения
Зарубежная (оффшорная) компания регистрируется в качестве держателя прав на объект ИС. После этого она выдает лицензию на использование таких прав другой компании, оставаясь при этом их обладателем. Компания-пользователь выплачивает держателю регулярные лицензионные платежи, которые называются "роялти" (англ. Royalty).
* WHT - налог на репатриацию дохода (англ. Withholding Tax).
Применяя эту схему, важно выбрать подходящую юрисдикцию для регистрации компании-держателя прав. Поскольку роялти считаются доходом такой компании, то с этих платежей будет удерживаться налог на репатриацию. В Украине размер этого налога по умолчанию составляет 15%. Чтобы его снизить, следует выбирать юрисдикции с которыми заключены договоры об устранении двойного налогообложения.
Однако в Украине есть ограничение на размер роялти, которые можно относить на валовые затраты - 4%.
Лучшие юрисдикции для регистрации компании-держателя прав на ИС:
Юрисдикция и тип структуры | Стоимость |
Великобритания - Компания LTD | от 2 990 USD |
Кипр - Компания LTD | от 2 508 USD |
Швейцария - Компания AG | от 16 000 USD |
Швейцария - Общество GmbH | от 13 000 USD |
Полезные ссылки:
Торговая марка в США - зачем и как?
Торговая марка в Великобритании