В Великобритании продолжается процесс создания централизованного реестра зарубежных/оффшорных юридических лиц, которые владеют британским недвижимым имуществом (англ. Register of Overseas Entities that Own UK Property, сокр. ROE).
Реестр ROE был задуман в 2016 году как один из инструментов борьбы с экономическими преступлениями и финансированием терроризма. Его задачи заключаются в обеспечении прозрачности информации о реальных собственниках имущества, а также недопущении притока "грязных денег" в страну.
Для реализации поставленных задач правительство Великобритании разработало специальный законопроект (англ. Registration of Overseas Entities Bill), который в июле 2018 года был вынесен на публичное обсуждение.
Согласно законопроекту, ведением реестра ROE займется британский государственный Реестр компаний (англ. Companies House). В реестр будет вноситься информация о зарубежных юридических лицах (включая сведения об их бенефициарах), которые владеют недвижимым имуществом на территории Великобритании. Реестр ROE планируется сделать публично доступным.
За неподачу сведений в реестр, а также за ряд других нарушений законопроектом предусмотрена административная и уголовная ответственность. Кроме того, нарушители не смогут осуществлять гражданско-правовые сделки с соответствующим имуществом.
Правительственный законопроект о реестре ROE подвергся серьезной критике со стороны парламентского комитета, созданного для экспертизы предлагаемых нововведений. В своем заключении от 20 мая 2019 года парламентарии указали на существенные недостатки, которые могут снизить эффективность создаваемого реестра.
В частности, одним из главных изъянов законопроекта было названо то, что он распространяет свое действие только на юридические лица (компании, партнерства и т.п.), оставляя без внимания трасты. Поскольку трасты не считаются юридическими лицами, их использование, по мнению комитета, позволит недобросовестным субъектам обойти новые правила и остаться в тени.
В правительстве развеяли это заблуждение, заявив в своих комментариях следующее:
- Законопроект частично учитывает схемы с трастами. Так, если недвижимостью владеет зарубежная компания, акции/доли которой переданы в траст, то сведения о такой компании и ее бенефициарах должны будут вноситься в реестр ROE, что прямо предусмотрено законопроектом. При этом регистрация самого траста в реестре ROE не требуется - в этом попросту нет необходимости.
- Несколько иная ситуация возникнет в случае, когда предметом зарубежного траста являются не акции/доли компании, а непосредственно само имущество (либо денежные средства, на которые оно приобретается). Но и здесь скрыть бенефициаров от властей не удастся, поскольку такой траст будет "создавать налоговые последствия в Великобритании" и потому подлежать регистрации в отдельном реестре трастов (англ. Trust Registration Service, сокр. TRS). Реестр TRS был создан британской налоговой службой в 2017 году. В него вносятся сведения о местных и зарубежных трастах, включая данные об их учредителях, доверительных собственниках, попечителях (при наличии) и бенефициарах. Особенность реестра TRS заключается в том, что он пока еще остается непубличным. Однако это "досадное недоразумение" планируется устранить, доведя доступность сведений из этого реестра хотя бы до уровня, предусмотренного так называемой "Пятой анти-отмывочной Директивой" Европейского союза (англ. Fifth Anti-Money Laundering Directive, сокр. 5AMLD).
Согласно положениям Пятой анти-отмывочной Директивы, доступ к реестрам трастов должны иметь: компетентные органы (полиция, службы финансовой разведки и др.); "обязанные субъекты" (англ. Obliged Entities) - финансовые учреждения (банки, брокеры и др.) и лица, оказывающие разного рода профессиональные услуги (адвокаты, нотариусы и др.); а также любые другие лица при наличии у них "легитимного интереса". |
В настоящее время британский законопроект о реестре ROE все еще находится на стадии предварительного обсуждения. Для вступления в силу он должен быть рассмотрен и принят парламентом, а затем одобрен главой государства. Предполагается, что реестр ROE сможет заработать в полнофункциональном режиме не ранее 2021 года.
Разумеется, в процессе рассмотрения законопроекта в него могут быть внесены те или иные правки. Однако с учетом мирового тренда на установление тотальной прозрачности всерьез рассчитывать на какие-то благоприятные лазейки, наверное, не следует. Скорее всего, анонимное владение недвижимым имуществом в Великобритании станет невозможным.
Документы
- Законопроект о реестре зарубежных/оффшорных юридических лиц, которые владеют британским недвижимым имуществом (англ)
- Заключение парламентского комитета в отношении законопроекта (англ)
- Комментарии правительства на заключение парламентского комитета (англ)
- Пятая анти-отмывочная Директива Европейского союза (англ)
Еще по теме
- Коронные владения станут прозрачными к 2023 году
- Британцы затеяли реформу Реестра компаний
- Владельцев британских оффшоров засветят не ранее 2023 года
- Регистрация оффшоров для владения недвижимостью