Первоначальный вариант Многосторонней конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (англ. Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters, сокр. MCMAATM) (далее по тексту "Конвенция MCMAATM") был разработан и принят в конце 1980-х годов. Но в то время она была не особо актуальна и потому практически не работала. Финансовый кризис 2008 года значительно обострил проблему эффективного наполнения государственных бюджетов и, соответственно, ужесточил борьбу государств с налоговыми уклонистами.
Конвенция MCMAATM была доработана в рамках международной Организации экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР) в 2008 году и дополнена специальным Протоколом в 2010 году. На сегодняшний день к Конвенции MCMAATM присоединилось уже более 100 государств, в том числе все страны "Большой двадцатки" (G20), страны БРИКС, почти все члены ОЭСР и целый ряд популярных оффшорных юрисдикций.
Цели и инструменты Конвенции MCMAATM
Цель Конвенции MCMAATM - создание механизма сотрудничества налоговых органов государств-участников в борьбе с уклонением от налогов. Главным инструментом этого сотрудничества является обмен налоговой информацией.
Обмен может принимать три формы:
- Обмен по запросу - когда налоговики одного государства запрашивают информацию у своих коллег из другого государства относительно отдельных компаний или операций.
- Автоматический обмен - подразумевает собой регулярный автоматический (без отдельных запросов) обмен налоговой информацией между странами. Такую информацию собирают финансовые учреждения. После чего она приводится в стандартный универсальный вид и передана налоговым органам остальных участников Конвенции MCMAATM.
- Спонтанный обмен - при этом виде обмена одно договаривающееся государство по собственной инициативе передает другому государству информацию о конкретных лицах или операциях, если у него возникли основания считать, что это другое государство несет налоговые потери в результате действий его налоговых резидентов.
Кроме обмена информацией Конвенция MCMAATM предусматривает еще один важный инструмент сотрудничества - налоговые проверки.
Проверки могут быть двух видов:
- Одновременные проверки - налоговые органы проводят проверку каждый на своей территории и обмениваются затем полученной информацией.
- Налоговые проверки за границей - налоговые органы одного государства допускаются к процедуре проверки конкретного субъекта на территории другого государства.
Последствия
Ратификация Конвенции MCMAATM и воплощение в жизнь всех предусмотренных ею инструментов создаст механизм обмена налоговой информацией между государствами-участниками. Главным последствием окажется потеря эффективности популярных схем владения оффшорами и защиты активов, основанных на так называемом "Методе утаивания" (англ. Security by Obscurity).
Украина присоединилась к Конвенции MCMAATM еще в 2004 году. Среди остальных участников можно выделить следующие юрисдикции: Великобритания, Швейцария, Ангилья, Аруба, Белиз, Бермудские Острова, Британские Виргинские Острова, Кипр, Гибралтар, Гернси, Остров Мэн, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Сингапур.
Таким образом, Украина сможет получать информацию о компаниях и их владельцах даже из тех юрисдикций, с которыми у нее нет отдельных двусторонних договоров. Кроме того, украинские налоговики получат возможность проводить проверки за рубежом. Не поможет в данном случае и владение оффшорной компанией с помощью номинальных акционеров. В обозримом будущем во многих юрисдикциях могут быть внедрены реестры бенефициарных собственников компаний, информация о которых также станет доступной для международного обмена.
Документы