Принятие 4 июля Верховной радой закона о трансфертном ценообразовании только в очередной раз подтвердило, что основная цель украинского правительства в отношении бизнеса в стране и международного инвестирования – это не привлечение иностранных капиталов и создание благоприятных условий для предпринимателей, а стремление «выжать» из них как можно больше налогов.
Несмотря на протесты и замечания, высказанные в адрес отдельных положений законопроекта на стадии его обсуждения, в окончательном варианте многие нормы, вызвавшие критику экспертов и представителей бизнеса, остались без изменений.
Так, к примеру, среди малоприятных моментов принятого закона можно упомянуть следующие:
- Правило об установлении контроля над ценообразованием операций с резидентами стран, в которых ставка налога на прибыль на 5% и более ниже, чем в Украине (таким образом, закон затрагивает не только операции с офшорами, но и торговлю с другими странами);
- нижний порог контролируемых операций установлен в размере 50 млн грн. в год (для каждого контрагента);
- сохранилось достаточно «размытое» и широкое определение связанных лиц, сделки с которыми подлежат контролю (например, «связанность» лица с компанией предполагается при владении уже 20% ее капитала (а не 50%, как предлагалось при обсуждении));
- Миндоходов собирается контролировать и операции со связанными лицами внутри страны (количество контролируемых сделок ограничено случаями, в которых одна из сторон несет убытки или пользуется налоговыми льготами);
- установлены крупные штрафы за неподачу отчетности по контролируемым операциям.
Предполагается, что новый закон вступит в силу уже с 1 сентября 2013 года.
Среди критических отзывов в адрес принятого документа – немало заявлений о том, что его положения нарушают основные международные принципы трансфертного ценообразования (в частности, норма о контроле над внутренними операциями, широта и неопределенность понятия связанных лиц, сложность требуемой отчетности и размер штрафов за нарушение правил ее подачи и пр.).
Закон наверняка затронет интересы крупного и среднего бизнеса, увеличит налоговое бремя для предпринимателей, которые ведут активную торговую деятельность с иностранными партнерами, и (очень вероятно) может предоставить дополнительный “простор” для деятельности налоговых органов.
Полная картина последствий принятия этого акта станет ясна из практики его применения - многое будет зависеть от позиции судебных органов при рассмотрении спорных вопросов.