Действия правительства Швейцарии в последние годы всё явственней указывают на то, что эта страна, длительное время бывшая одной из самых привлекательных и респектабельных европейских юрисдикций, под давлением «международного сообщества» постепенно становится агрессивным борцом с оффшорами (или по крайней мере, с одним из главных атрибутов оффшоров - конфиденциальностью).
8 октября 2014 года Швейцарский Федеральный Совет одобрил мандат на переговоры с другими странами по вопросу введения системы автоматического обмена информацией в заключаемых Швейцарией международных налоговых договорах.
Переговоры будут инициированы в первую очередь со странами ЕС, с которыми у Швейцарии наиболее тесные экономические и политические связи, а также с США (по закону FATCA).
Основные принципы автоматического обмена налоговой информацией:
- Информация, которой будут обмениваться стороны, должна использоваться исключительно в целях, закреплённых соответствующим международным договором.
- Обмен должен быть взаимным.
- Обе договаривающиеся страны обязаны будут обеспечивать надёжную защиту передаваемой информации.
- Стороны договоров должны будут внедрить у себя систему идентификации бенефициарных собственников корпоративных структур и трастов.
Наряду с заключением новых международных соглашений власти Швейцарии намерены также разработать и принять целый комплекс внутренних законов, регулирующих данную сферу.
Планируется, что швейцарские финансовые институты должны начать собирать информацию о счетах зарубежных налогоплательщиков начиная с 2017 года. А сама система автоматического обмена информацией должна будет заработать в 2018 году после принятия всех необходимых законов.
Власти Швейцарии полагают, что введение новых правил позволит «уравнять в правах» финансовые центры планеты. Само по себе такое утверждение видится весьма спорным, поскольку неизбежное снижение уровня конфиденциальности явно не добавит привлекательности стране в глазах владельцев международного бизнеса. А заявление швейцарского правительства о том, что запланированные нововведения никоим образом не затронут знаменитую швейцарскую банковскую конфиденциальность, выглядит в свете предлагаемых инноваций по меньшей мере странно.
Конечно, конкретные выводы об «уничтожении» Швейцарии как оффшора можно будет сделать только после окончательного утверждения и внедрения в жизнь озвученных инициатив. Не исключено, что врождённая хитрость жителей Альп и мощное лобби швейцарских финансовых институтов сделают своё дело и в окончательном варианте системы обмена информации останутся некоторые лазейки, которые позволят Швейцарии остаться одним из самых привлекательных международных финансовых центров.