Финансовая глобализация создала очень благоприятные условия для международного налогового планирования. Его инструменты со временем становились все более эффективными и популярными, в результате чего в оффшорных юрисдикциях накопилась громадная масса неучтенных денежных средств (по некоторым оценкам - более 30 трлн. долларов США).

Естественно, такая ситуация не нравилась властям развитых государств, которые вследствие вывода бизнес-активности в оффшоры стали недополучать огромные суммы в виде налогов. Этот факт наряду с периодическими финансовыми кризисами создал для таких государств серьезные проблемы с наполнением бюджетов и исполнением своих социальных обязательств. Не дожидаясь революций и беспорядков на своих территориях, высоконалоговые страны объявили войну схемам налогового планирования и перешли к активным действиям.

Для того, чтобы вернуть деньги "на историческую родину" и обложить их налогами, власти таких стран начали с попытки наладить эффективный обмен информацией о реальных владельцах денег в оффшорах. Так появились:

  • Двусторонние договоры об обмене налоговой информацией (англ. Tax Information Exchange Agreements, сокр. TIEA);
  • Многосторонняя конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (англ. Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters, сокр. MCMAATM).

Эффективность этих инструментов оказалось невысокой. Причиной тому стал закрепленный в них принцип "обмена информацией по запросу" - когда налоговики одного государства запрашивают информацию у своих коллег из другого государства относительно отдельных компаний, лиц или их операций. Исходя из этого, высоконалоговые страны направили свои дальнейшие усилия на перевод обмена информацией в "автоматический режим" (регулярный, без отдельных запросов, и касающийся всех).

Так, в рамках Евросоюза с 2005 года заработала так называемая "Директива о сбережениях", которая впервые предусматривала автоматический  обмен информацией между властями стран ЕС о выплатах доходов в пользу нерезидентов из других стран ЕС.

В 2010 году в США году был принят знаменитый Закон FATCA (сокр. от англ. Foreign Account Tax Compliance Act). Его суть заключается в следующем: зарубежные страны отправляют регулярные отчеты в американскую налоговую службу о всех счетах американских граждан в этих странах. Правила FATCA закрепляются двусторонними договорами. Если какая-то страна отказывается от этого, то все доходы, полученные резидентами такой страны на территории США, облагаются американским налогом на репатриацию дохода в размере 30%. Обратим внимание на то, что главной особенностью закона FATCA стала автоматическая  отправка отчетов, то есть без предварительных запросов.

 

Единый стандарт отчетности

Разобравшись в деталях и оценив потенциал американского FATCA, власти других стран решили создать подобный механизм в глобальном масштабе и на основе взаимности. Так появился "Единый стандарт отчетности" (англ. Common Reporting Standard, сокр. CRS), полное название которого: "Стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах в налоговых целях" (англ. Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information in Tax Matters).

Стандарт CRS начал разрабатываться в 2013 году в рамках международной Организации экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР). 23 февраля 2014 года текст стандарта был согласован в общих чертах, а в мае 2014 года была одобрена Декларация ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией. На тот момент более 65-ти государств официально выразили свою готовность имплементировать стандарт CRS, а 40 из них даже предусмотрели для этого предельные сроки.

Окончательный текст стандарта CRS был опубликован 21 июля 2014 года. В документе описано какая информация подлежит международному автоматическому обмену; указаны финансовые организации, которые должны собирать и предоставлять сведения своим властям для последующего обмена; описаны типы счетов и налоговых резидентов, по которым должна собираться и предоставляться такая информация; а также унифицированы методы комплексной проверки благонадежности и финансового состояния клиентов (англ. Due Diligence).

 

Кто должен собирать и передавать информацию о счетах?

Согласно CRS, собирать и передавать своим властям информацию о счетах для последующего международного обмена должны все финансовые учреждения, оперирующие на территории стран-участников, а именно:

  • Банки;
  • Брокеры;
  • Инвестиционные структуры;
  • Некоторые виды страховых компаний.

 

Какие счета попадают под обмен информацией?

Информация собирается об индивидуальных счетах физических лиц, а также счетах компаний, трастов и частных фондов.

Индивидуальный счет физического лица становится "подотчетным" (англ. Reportable Account) если его владелец является налоговым резидентом юрисдикции, с которой осуществляется автоматический обмен информацией. Такие физлица называются "подотчетными лицами" (англ. Reportable Persons) 

Корпоративные счета считаются "подотчетными" в двух случаях:

  • Если они контролируются одним или несколькими "подотчетными лицами"; либо
  • Если они контролируются так называемой "пассивной нефинансовой структурой" (англ. Passive Non-Financial Entity, сокр. NFE), которая в свою очередь контролируется "подотчетными лицами".

 

Какая информация собирается и передается?

В отношении каждого "подотчетного счета" собирается и передается властям для последующего обмена следующая информация:

  • Данные о лице, контролирующем "подотчетный счет":
    • полное имя;
    • адрес проживания;
    • юрисдикция налоговой резидентности;
    • идентификационный налоговый номер;
    • если счетом владеет физическое лицо - дата и место его рождения;
    • если счет корпоративный - вся вышеуказанная информация о каждом физическом лице, фактически распоряжающимся средствами на счету;
  • Номер "подотчетного счета" или иной идентифицирующий признак (если счет не номерной);
  • Финансовая информация:
    • валюта счета;
    • текущий баланс;
    • полученная выручка от активной коммерческой деятельности;
    • полученная прибыль от пассивных инвестиционных операций;
  • Информация о финансовом учреждении, в котором открыт счет.

 

Конвенция MCAA

Одобренный в рамках ОЭСР стандарт CRS не является нормой права и сам по себе не имеет юридически обязательного характера. Это "модельный" документ, то есть ориентир, на который следует опираться. Для того, чтобы он стал обязательным, государство должно выразить свое согласие ему следовать (этот процесс называется "имплементацией"). Таким образом, автоматический обмен информацией в соответствии со стандартом CRS проводится только после его надлежащей имплементации.

Например, в рамках Европейского союза имплементация стандарта CRS проведена в виде поправок к так называемой "Директиве об административном сотрудничестве". Естественно, этот документ действует только в отношениях между странами-членами ЕС.

А что касается других стран, то имплементация стандарта CRS может осуществляться:

  • при заключении двусторонних  международных договоров в налоговой сфере:
  • при заключении многосторонних  конвенций по вопросам обмена налоговой информацией.

Второй подход был признан приоритетным, поскольку только он может обеспечить глобальный характер механизма автоматического обмена информацией. Начало его реализации стартовало 29 октября 2014 года, когда была подписана Многосторонняя конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией по стандарту CRS (англ. Multilateral Competent Authority Agreement, сокр. MCAA), которая стала основным юридическим закреплением стандарта CRS на международном уровне.

 

Как проводится обмен информацией?

Для того, чтобы понять каким образом осуществляется автоматический обмен информацией, рассмотрим несколько примеров:

 Пример №1 :

Имеются два участника Конвенции MCAA - назовем их "Юрисдикция А" и "Юрисдикция Б".

По прошествии очередного финансового года финансовые учреждения (банки, брокеры и т.п.), работающие на территории "Юрисдикции А", собирают информацию о налоговых резидентах "Юрисдикции Б", имеющих у них счета, и предоставляют эту информацию своим властям, после чего она отправляется властям "Юрисдикции Б".

Соответственно, финансовые учреждения, работающие на территории "Юрисдикции Б", собирают информацию о налоговых резидентах "Юрисдикции А", имеющих у них счета, и предоставляют эту информацию своим властям, после чего она отправляется властям "Юрисдикции А".

По получении такой информации, налоговые органы обеих юрисдикций анализируют ее и в случае необходимости выставляют налоговые требования своим резидентам.

 

Следует особо подчеркнуть, что обмен информацией по стандарту CRS делает привязку не к гражданству лица (как в американском FATCA), а к его налоговой резидентности:

 Пример №2 :

Имеются три юрисдикции:

  • "Юрисдикция А" - участник Конвенции MCAA;
  • "Юрисдикция Б" - участник Конвенции MCAA;
  • "Юрисдикция В" - не является  участником Конвенции MCAA и не осуществляет автоматический обмен информацией.

Гражданин "Юрисдикции В" постоянно проживает на территории "Юрисдикции А" (является ее налоговым резидентом) и открывает счет в банке на территории "Юрисдикции Б".

По прошествии очередного финансового года его банк в "Юрисдикции Б" отправляет информацию о его счете местным властям, а те в свою очередь передают ее властям "Юрисдикции А", поскольку данное лицо является ее налоговым резидентом.

По получении такой информации, налоговые органы "Юрисдикции А" анализируют ее и в случае необходимости выставляют требования.

 Пример №3 :

Имеются те же три юрисдикции:

  • "Юрисдикция А" - участник Конвенции MCAA;
  • "Юрисдикция Б" - участник Конвенции MCAA;
  • "Юрисдикция В" - не является  участником Конвенции MCAA и не осуществляет автоматический обмен информацией.

Гражданин "Юрисдикции А" постоянно проживает на территории "Юрисдикции В" (является ее налоговым резидентом) и открывает счет в банке на территории "Юрисдикции Б".

Его банк в "Юрисдикции Б" не собирает и не отправляет информацию о его счете местным властям, поскольку несмотря на гражданство данное лицо не является налоговым резидентом "Юрисдикции А".

Информация о его счете также не собирается и не передается властям "Юрисдикции В", поскольку она не является участником Конвенции MCAA и не осуществляет автоматический обмен информацией.

 

Принцип невзаимности

При присоединении к Конвенции MCAA любая юрисдикция может объявить так называемый "Принцип невзаимности" (англ. Non-Reciprocity Principle). Это означает, что такая юрисдикция отправляет информацию о счетах налоговых резидентов других участников Конвенции, но не будет получать от них информацию о своих  налоговых резидентах.

Смысл такого подхода состоит в стремлении "не осложнять и без того непростые вещи". Принцип невзаимности объявляется безналоговыми оффшорными юрисдикциями, которым нет никакой нужды получать от других стран информацию о своих резидентах, поскольку налогов они все равно платить не должны.

Рассмотрим это на очередном примере:

 Пример №4 :

Имеются две юрисдикции (обе являются участниками Конвенции MCAA):

  • Бермудские острова - безналоговая юрисдикция;
  • Германия - высоконалоговая страна.

При подписании MCAA Бермуды объявляют о принципе невзаимности. Это значит, что информация о резидентах Бермуд, которые имеют счета в Германии, не собирается и не отправляется на Бермудские острова.

С другой стороны, Германия не объявляла принцип невзаимности. Следовательно, бермудские финансовые учреждения должны собирать и отправлять своим властям информацию об открытых у них счетах немецких налоговых резидентов, а местные власти в свою очередь должны передавать эту информацию властям Германии.

 

Документы и ссылки

 

Остались вопросы?
Заполните заявку на бесплатную консультацию.

12.03.2024    ЕС обновил список несотрудничающих юрисдикций
Кто остался в списке и чем это им грозит? 20 февраля 2024 года Совет Европейского Cоюза внес существенные... [Читать далее]
28.02.2024    Как зарегистрировать траст
Траст! - Как много в этом слове! I. Введение II. Цели траста III. Типы трастов IV. Регистрация международных трастов V. Регистрация... [Читать далее]
13.02.2024    Траст или частный фонд - Что лучше для защита активов?
1. Введение 2. Трасты 2.1 Юридическая структура 2.2. Контроль и управление 2.3. Гибкость и разновидности 2.4. Налогообложение 2.5. Конфиденциальность 3. Частные фонды 3.1. Юридическая... [Читать далее]

Все новости
31.03.2023   Украинский бизнес и штат Делавэр
Почему миллионы бизнесменов США и мира стремятся в Делавэр? Чем он может быть полезен украинскому бизнесу?...[Читать далее]
01.09.2022   Де українському бізнесу добре в Європі
Багато українських бізнесменів думають про переїзд за кордон. Зазвичай їх погляд зупиняється на найближчому оточенні — Східній Європі. Але вона досить різноманітна і є на її територій окремі місця, де створені більш сприятливі умови для бізнесу....[Читать далее]
19.08.2022   Власний бізнес для переселенців в Європі
Через війну мільйони українців були змушені залишити домівки і власний бізнес. Багато з них виїхали за кордон і змогли забрати з собою чималі кошти.Для цих людей ми започаткували нову послугу - Запуск власного бізнесу в країнах Європи....[Читать далее]

все новости

 

© 2019 Компания Nexus™. Все права защищены.

Аналитические материалы, размещенные на сайте , имеют исключительно информационное назначение, не являются предложением проводить операции на рынке ценных бумаг или осуществлять те или иные инвестиции, и не могут рассматриваться как специальная юридическая консультация или руководство к действию. Мы прилагаем все разумные усилия, чтобы публикуемая информация была актуальной, точной и достоверной. Тем не менее, Nexus™ не несет ответственность за убытки (как прямые, так и косвенные), полученные в результате самостоятельного использования опубликованной информации. Любые решения в области бизнеса и инвестиций всегда связаны с риском. Непременным условием принятия таких решений должно быть понимание этих рисков и осознание личной ответственности за результаты. Некоторые услуги могут быть ограничены для резидентов Украины.