Сентябрьский саммит “Большой двадцатки”, похоже, придал непрекращающимся разговорам о “борьбе с отмыванием средств и уклонением от уплаты налогов” новое звучание – угрожающее.
На встрече в Санкт-Петербурге представители стран-мировых лидеров поддержали предложенный ОЭСР в июле этого года план по противодействию уходу от налогов с помощью офшоров. Как следует из результатов встречи, большинство стран G20 склоняются к проведению так называемой «мягкой гармонизации» - согласованию национальной налоговой политики каждой из стран с утвержденными международными принципами.
Хотелось бы надеяться, что подобные заявления – лишь очередное запугивание предприимчивых деловых людей, работающих с низконалоговыми юрисдикциями. Но тем, кто связан с международным бизнесом, обзавёлся деловыми интересами, собственностью или хотя бы банковским счетом за границей, прислушаться к заявлениям «двадцатки» придется – как минимум для того, чтобы понять чего следует ждать в будущем.
Основная идея сентябрьской договоренности – обеспечить уплату налогов по месту получения прибыли. Сопутствующие цели – противодействие размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли, повышение прозрачности и запуск системы всеобщего автоматического обмена информацией.
Принципиальную позицию и план дальнейших действий по этим вопросам государства одобрили и изложили в «Приложении по вопросам налогообложения к декларации лидеров стран G20»:
- разработать изменения к правилам налогообложения (ужесточить правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и предотвратить размывания налогооблагаемой базы с помощью процентных вычетов);
- ввести механизмы, не допускающие злоупотребление соглашениями об избежании двойного налогообложения;
- внести изменения в определение статуса постоянного представительства (для предотвращения размывания налогооблагаемой базы и перемещения прибыли);
- внести изменения в области трансфертного ценообразования (для прекращения практики разделения места декларирования прибыли и места реального осуществления деятельности);
- повысить прозрачность за счет введения единой формы отчетности компаний перед налоговыми службами «от страны к стране» (т.е. во всех странах, где они ведут деятельность) об их распределении прибыли по всему миру;
- повысить прозрачность в отношениях между странами, включая необходимость раскрытия своим партнерам информации о судебных решениях и налоговых льготах, раскрытия налогоплательщиками схем агрессивного налогового планирования. создание механизмов усовершенствованного сбора данных.
Планы у G20 наполеоновские - осуществить все запланированные мероприятия в ближайшие полтора-два года. Для «ускорения процесса» ОЭСР планирует разработать новый инструмент международного налогового права – многостороннее соглашение, которое будет изменять условия существующих двусторонних налоговых соглашений.
Таким образом, к середине 2014 года система вполне уже может быть готова к запуску. А начать применение автоматического обмена информацией в сфере налогообложения среди членов G20 страны планируют уже к концу 2015 года. В дальнейшем же эта инициатива может распространиться и на другие страны, обремененные обязательствами перед ОЭСР (на сегодняшний день их уже 120).
В любом случае, тщательнее продумывать свою бизнес-политику и схемы налоговой оптимизации впредь (как, собственно, и всегда) не помешает.