В течение июля нынешнего года Европейский Союз сделал ряд шагов, направленных на значительное усиление финансовой прозрачности и ужесточение борьбы с уклонением от налогообложения. Такими шагами стали изменения в действующую «Четвертую антиотмывочную директиву», а также принятие новой «Налоговой директивы».
Четвертая Антиотмывочная Директива
5 июля 2016 года Еврокомиссия приняла изменения в так называемую «Четвертую антиотмывочную директиву» (Fourth Anti-Money Laundering Directive), направленные на усиление противодействия легализации незаконно полученных средств, борьбы с терроризмом и увеличение прозрачности сведений о конечных бенефициарах компаний и трастов.
Изменения антиотмывочной директивы сводятся к следующему:
- Обеспечение публичного доступа к реестрам бенефициарных собственников компаний и связанных с коммерческой деятельностью трастов. Информация в отношении других трастов должна будет включена в национальные реестры и доступна тем, кто может доказать наличие законного интереса в получении этих сведений.
- Организация эффективного сотрудничества между государствами-членами ЕС в обмене информацией из вышеупомянутых реестров.
- Все счета (существующие и новые), открытые в финансовых учреждениях стран-членов ЕС, должны подвергнуться тщательной проверке по новым стандартам.
- Внедрение усиленного контроля за пассивными компаниями и трастами, ужесточение правил в отношении таких структур.
Директива о борьбе с уклонением от налогообложения
12 июля 2016 года ЕС принял директиву, которая направлена на борьбу с уходом от налогообложения (Anti Tax Avoidance Directive - ATAD). Проект Директивы был предварительно одобрен еврочиновниками 21 июня 2016 года.
Директива ATAD является составной частью пакета мер, предложенного Европейской Комиссией в рамках реализации так называемого Плана BEPS (Плана действий в отношении размывания налоговой базы и вывода доходов из-под налогообложения).
Напомним, новая Директива предусматривает пять основных методов борьбы со схемами ухода от налогов:
- Налог на прирост капитала при выводе активов (Exit Tax). Это правило обяжет компании при выводе своих активов из ЕС в другую юрисдикцию проводить оценку их стоимости и определять прирост капитала, накопленный за время нахождения этих активов в ЕС. При положительном показателе прироста капитала налоговые органы страны, из которой выводятся активы, смогут облагать эти суммы соответствующим налогом.
- Повсеместное внедрение правил о контролируемых иностранных компаниях – правил КИК (Controlled Foreign Company Rules – CFC), которые позволят налоговым органам взимать налоги с нераспределенной прибыли иностранных компаний, которые контролируются резидентами стран ЕС.
- Ужесточение правил вычета процентов. Это направлено против широко распространенных схем финансирования компаний путем предоставления дружественных займов, что позволяет финансируемой компании значительно снижать налогооблагаемую базу за счет включения выплат процентов по займу в свои расходы. Директива ATAD предусматривает ограничение размера таких выплат определенной суммой, которая будет рассчитываться на основе показателей прибыли, которую получает налогоплательщик в соответствующем отчетном периоде.
- Устранение так называемых «гибридных схем» трансграничного ухода от налогов. Здесь имеются в виду ситуации, при которых налогоплательщики пользуются лазейками и несоответствиями законодательств нескольких стран и получают за счет этого налоговые преимущества.
- Унификация и повсеместное внедрение так называемых "Общих правил борьбы с уклонением от налогов" (General Anti-Avoidance Rules – GAAR). Правила GAAR применяются сейчас некоторыми государствами для борьбы с таким способами уклонения от налогов, которые прямо не противоречат законодательству, но при этом приводят к получению "необоснованной налоговой выгоды".
Страны-члены ЕС обязаны имплементировать Директиву ATAD в свои национальные правовые системы до 31 декабря 2018 года (кроме налога на прирост капитала при выводе активов, внедрение которого должно быть завершено на год позже – до 31 декабря 2019 года). Те государства, чье законодательство уже предусматривает достаточно эффективные меры против уклонения от налогов, могут применять их до 1 января 2024 года.