30 ноября 2018 года на Сейшельских Островах вступили в силу поправки к недавно принятому закону о компаниях международного бизнеса. Среди прочего, поправками закреплен отказ местных властей от введения публично доступного реестра директоров компаний.
Новый закон о компаниях международного бизнеса (англ. International Business Companies Act) был одобрен сейшельским парламентом 26 июля 2016 года. Закон значительно ужесточил правила создания и деятельности оффшорных компаний в этой юрисдикции.
Одним из нововведений закона стало требование к компаниям раскрывать сведения о своих директорах, подавая копию внутреннего реестра директоров (англ. Register of Directors, сокр. RoD) в государственный Реестр компаний (англ. Registrar of Companies). В случае смены директора или иных изменений необходимо уведомлять об этом Реестр в 30-дневный срок путем подачи новой, исправленной копии внутреннего реестра директоров.
Данные о директорах всех сейшельских компаний должны были сводиться в единый публично доступный реестр, запуск которого был запланирован на 1 декабря 2018 года. Однако за день до этой даты публичный доступ к единому реестру директоров был отменен.
Согласно принятым поправкам к закону, компании все так же обязаны предоставлять информацию о своих директорах в Реестр компаний, но теперь доступ к ней будет возможен только для:
- заинтересованных лиц при наличии у них соответствующего судебного решения;
- местных компетентных органов;
- регистрационного агента соответствующей компании;
- третьих лиц при наличии у них разрешения от регистрационного агента или директора соответствующей компании.
Таким образом, конфиденциальность сведений о директорах сейшельских компаний существенно повысилась по сравнению с тем режимом, который устанавливался первоначальным вариантом закона.
По заявлениям некоторых парламентариев Сейшельских Островов, причиной такого резкого "переобувания в прыжке" стали опасения по поводу возможности массового переезда оффшорных компаний в другие юрисдикции и потери из-за этого значительной части государственных доходов. Как известно, на Сейшелах зарегистрировано более 200 тыс. компаний, а сектор оффшорных услуг является третьим по величине источником наполнения местного бюджета. Снижение конфиденциальности владения и управления оффшорными компаниями действительно могло привести к их оттоку из страны и сопутствующим проблемам для экономики.
Публично оправдывая свои действия, сейшельские власти показывают пальцем в сторону других международных финансовых центров. Дескать, в 2016 году, когда мы принимали новый закон, ситуация выглядела так, что в скором времени все оффшоры станут абсолютно прозрачными. Однако этого до сих пор не произошло. Так почему мы должны быть прозрачнее остальных и терять на этом деньги?
Кроме изменения правил в отношении директоров компаний, поправками также предусмотрено:
- расширение перечня случаев, когда Реестр компаний может восстановить вычеркнутую из реестра компанию (англ. Company Struck Off the Register);
- продление сроков подачи копии внутреннего реестра директоров в Реестр компаний и создания внутреннего реестра бенефициарных владельцев компании (англ. Register of Beneficial Owners), что должно снизить размер штрафов, налагаемых на нарушителей;
- увеличение периода времени, по прошествии которого вычеркнутая из реестра компания окончательно ликвидируется (с 5-ти до 7-ми лет).
Документы
- Закон о компаниях международного бизнеса от 2016 года (International Business Companies Act 2016) (англ)
- Пресс-релиз сейшельской Комиссии по финансовым услугам от 3 декабря 2018 года о поправках к закону (англ)
Еще по теме