17 апреля Комитет Верховной Рады Украины по вопросам таможенной и налоговой политики в целом одобрил и рекомендовал Верховной Раде принять за основу правительственный законопроект №2515 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании». Однако обсуждение законопроекта выявило также ряд спорных моментов в документе и показало неоднозначное отношение к нему представителей разных политических сфер (и деловых кругов).
В ходе обсуждения законопроекта члены комитета и представители бизнеса, присутствующие на заседании, выделили ряд поправок и сошлись на том, что документ требует доработки.
Министр доходов и сборов Александр Клименко согласился на ряд уступок, среди которых, в частности, назвал следующие:
- отказ от применения налоговыми органами огромных штрафов (5% от суммы сделки) за неподачу первичной документации;
- отказ от того, чтобы обязывать предприятия предоставлять всю первичную документацию (при этом налоговики могут все затребовать ее при необходимости).
В то же время в отдельных вопросах глава налогового ведомства остался непреклонен, не желая давать никаких послаблений будущим налогоплательщикам. Некоторые особо жёсткие положения проекта вызвали явное недовольство представителей бизнес-сферы.
Индикативные цены для экспортеров
Переходными положениями законопроекта предусматривается, что в течение следующих пяти лет цены на продукцию предприятий сельского хозяйства, химической и металургической промышленности будет устанавливать Кабмин. То есть, компании-экспортеры этих отраслей под угрозой применения штрафных санкций будут обязаны придерживаться 5%-ного коридора установленной правительством цены.
Контроль за сделками со связанными лицами
В законопроекте, кроме внешнеэкономических операций, под контролем могут оказаться также сделки между связанными лицами внутри Украины (что, собственно, противоречит одному из принципов трансфертного ценообразования – препятствованию выводу капиталов за пределы страны).
Война с оффшорами
Отдельная, особо «драконовская» мера, предложенная законопроектом, предусматривает, что трансфертному регулированию планируется подвергнуть операции с контрагентами из стран, ставка налогообложения в которых составляет не более 11% (даже в том случае, если это операция с несвязанными лицами).
Несмотря на жесткую позицию правительства и налогового ведомства, депутаты рекомендовали внести в проект ряд поправок и предусмотреть следующие переходные условия:
- новый закон, в случае его принятия, должен вступить в силу не ранее 1 января 2014 года;
- предлагается предусмотреть мораторий на проведение проверок и взыскание штрафов сроком на два года;
- рекомендуется установить переходной период при введении трансфертного ценообразования сроком три года с постепенным уменьшением минимального объема контролируемых операций.
Однако нельзя не заметить, что введение подобного закона (в нынешнем его виде) может привести не к наполнению государственного бюджета, а, скорее, к поиску новых схем осуществления коммерческих операций и минимизации налогового бремени.