В рамках Европейского Союза началось обсуждение экономических санкций, которые будут накладываться странами-членами ЕС на "несотрудничающие в налоговых вопросах юрисдикции", попавшие в общеевропейский черный список.
Напомним, идея составить общий черный список оффшоров возникла в ЕС в январе 2016 года. Это стало важной частью европейской кампании по борьбе с уклонением от налогов и поощрению "справедливой налоговой системы в ЕС и в мире".
Критерии попадания в черный список были утверждены в конце 2016 года. В него планируют вносить страны и территории, которые имеют "слабую налоговую прозрачность", предлагают преференциальные налоговые режимы или не взимают налог на прибыль компаний. А для того, чтобы не попасть в список, юрисдикция должна соответствовать трем основным требованиям:
- Быть участником Многосторонней конвенции ОЭСР об оказании административного содействия по налоговым вопросам, или заключить отдельные соглашения об обмене налоговой информацией со всеми членами ЕС до 31 декабря 2018 года.
- Обеспечить на своей территории принцип "справедливого налогообложения", то есть не допускать возможность создания и функционирования структур, основной целью которых является минимизация налогообложения при отсутствии реальной экономической деятельности.
- Присоединиться к плану реализации стандартов ОЭСР по предотвращению размывания налогооблагаемой базы и вывода доходов из-под налогообложения (Плану BEPS) до конца 2017 года.
Предварительный вариант черного списка планируется создать к концу сентября 2017 года. А его финальное одобрение всеми странами ЕС должно завершиться к началу 2018-го. После чего список будет официально опубликован и начнет действовать.
Ну а пока фокус обсуждения сместился на санкции, которые будут накладываться странами ЕС на юрисдикции, попавшие в окончательный вариант черного списка. В частности, такие юрисдикции предлагается подвергать следующим "наказаниям":
- Более высокие ставки налога на репатриацию (налога у источника) с доходов, выплачиваемых из ЕС в юрисдикцию из черного списка или получаемых в ЕС из такой юрисдикции.
- Ужесточение правил о контролируемых иностранных компаниях, созданных в таких юрисдикциях.
- Ужесточение правил об отнесении тех или иных затрат в категорию "бизнес-расходы". Например, отказ в признании сумм роялти, выплаченных в юрисдикцию из черного списка, в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу европейской компании.
- Отказ от принципа "освобождения доходов от участия" (Participation Exemption), то есть от освобождения от уплаты налогов на прибыль при перечислении доходов дочерней компании в адрес материнской, расположенной в юрисдикции из черного списка.
Кроме того, за каждой страной ЕС предлагается признать право самостоятельно вводить другие санкции (кроме вышеперечисленных) в отношении юрисдикций из черного списка.
Еще по теме
- Совет ЕС одобрил проект директивы против уклонения от налогов
- Черные списки оффшоров
- План BEPS - конец эпохи агрессивного налогового планирования