План BEPS: конец эпохи агрессивного
налогового планирования
Международное налоговое планирование в том или ином виде существовало на протяжении всей истории мировых экономических отношений. Многие народы и страны в своем стремлении получить как можно больше прибыли создавали на своих территориях благоприятные налоговые условия для хозяйственной активности.
В древности особо прыткими в этом плане были греки. Когда в Афинах был введен 2%-ный налог на экспорт и импорт, хитрые греческие купцы стали проводить свои товары через небольшие острова поблизости Афин. Так появились первые прообразы современных оффшоров. На эти островки товары завозились без всяких пошлин, после чего контрабандой переправлялись на афинские рынки.
Подобная практика применялась и в средние века - безналоговыми оффшорами были итальянские города Триест и Ливорно, а также балканский город Шибеник. Немного позже свободными от налогов территориями стали Гибралтар и Бангкок.
Однако наибольшего рассвета международное налоговое планирование достигло в 20-м веке. Уже в 1930-х годах стал формироваться оффшорный сектор услуг в Люксембурге, Швейцарии, Панаме, на Багамских Островах и в некоторых штатах США. А во второй половине 20-го века банковская элита Великобритании пролоббировала создание целой сети "британских оффшоров". Это небольшие квази-государственные образования - бывшие британские колонии, коронные владения или зависимые территории, которые по своей популярности очень быстро затмили всех конкурентов по оффшорному бизнесу.
К началу 21-го века международное налоговое планирование приняло такие масштабы, что по оценкам специалистов из международной Организации экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР) общие потери высоконалоговых стран в виде недополученных налогов составляли около 200-250 млрд. долларов ежегодно. И эти данные касаются только потерь от совершенно законных схем налогового планирования, которые формально не нарушают никакие правила. Не желая мириться с "уводом на сторону" огромных сумм, развитые страны обозвали все такие схемы "агрессивным налоговым планированием" и стали активно с ними бороться.
Справедливости ради нужно отметить, что опасность от оффшоров была осознана высоконалоговыми странами уже довольно давно, и борьба с ними началась не вчера. Первой попыткой ограничить в средствах агрессивных налоговых планировщиков стала "Модельная конвенция ОЭСР по двойному налогообложению", утвержденная еще в 1977 году. На ее основе заключено подавляющее большинство ныне действующих договоров об устранении двойного налогообложения, в том числе большинство украинских. Среди прочего, "Модельная конвенция" содержит положения, основным назначением которых является противодействие агрессивным методам налогового планирования: о бенефициарном владельце доходов, об обмене информацией между компетентными органами договаривающихся стран, об ассоциированных предприятиях и др.
Следующим ударом со стороны ОЭСР стали два документа, появившиеся на свет в конце 1980-х годов:
- Инициатива ОЭСР по противодействию вредоносной налоговой практике от 1988 года. Этот политический документ был направлен на выявление юрисдикций, которые переманивали к себе бизнес из высоконалоговых стран, создавая благоприятные налоговые режимы. Инициатива стала одним из первых инструментов прямого давления на оффшоры. Что характерно, сработал он достаточно эффективно - некоторые оффшоры, уже тогда не выдержав такого давления, отказались от своих преференциальных налоговых режимов. Другие же согласились подписать с членами ОЭСР двусторонние договоры об обмене налоговой информацией (англ. Tax Information Exchange Agreements, сокр. TIEA) - в этих целях ОЭСР даже разработала специальный "Модельный договор об обмене налоговой информацией".
- Многосторонняя конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам от 1988 года, которая регулировала вопросы взаимной помощи ее участников в сфере администрирования трансграничного налогообложения и борьбы с уклонением от налогов. Подробнее о конвенции.
В 1995 году ОЭСР нанесла еще один удар по агрессивному налоговому планированию, утвердив "Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию". Этот документ был предназначен как для национальных законодателей, так и для топ-менеджмента транснациональных корпораций. Руководство посвящено правилам трансфертного ценообразования, которые были предложены для случаев, когда сделки совершаются внутри группы компаний по "нерыночным" ценам. Смысл состоит в том, что если сделки совершаются с нарушением этих правил, то налоговые последствия таких сделок пересматриваются.
Уже в наше время высоконалоговые страны в своей войне с оффшорами стали применять "оружие массового поражения":
- внедрение в законодательство правил о контролируемых иностранных компаниях;
- введение международного автоматического обмена информацией;
- активное продвижение "Плана BEPS" - об этом ниже.
Что такое BEPS
Аббревиатура BEPS расшифровывается как Base Erosion and Profit Shifting - "Размывание налоговой базы и вывод доходов из-под налогообложения". Она упоминается при описании агрессивных схем налогового планирования, применяя которые международные группы компаний искусственно выводят свои доходы из высоконалоговых стран (где они генерируются) в страны с низким или нулевым налогообложением.
Так называемый "Проект BEPS" разрабатывался в рамках ОЭСР при активной поддержке стран G20. Суть проекта сводится к международному сотрудничеству в борьбе с вышеупомянутыми схемами трансграничного налогового планирования и к разработке комплекса рекомендаций для национальных властей и последующей их имплементации в законодательство стран. Таким образом, идея здесь состоит не в наказании налогоплательщиков, а в кардинальном изменении "правил игры".
Основы "Проекта BEPS" были заложены в 2012 году. А уже в 2013 году ОЭСР представила свой первый отчет по данной проблематике и предложила так называемый "План действий в отношении размывания налоговой базы и вывода доходов из-под налогообложения" (англ. Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting) или сокращенно: "План BEPS".
План BEPS состоит из 15-ти пунктов. Каждый пункт представляет собой описание отдельной налоговой проблемы и предлагаемые пути ее решения, которые должны имплементироваться во внутреннее законодательство стран и международные договоры между ними. В октябре 2015 года ОЭСР завершила финальную разработку всех пунктов Плана и предоставила итоговый отчет, который был одобрен в ноябре 2015 года на саммите G20 в Турции.
Здесь следует отметить, что по инициативе ОЭСР к плану BEPS могут присоединяться любые страны (а не только члены ОЭСР и G20). Таким странам было предложено вступить в так называемую "Инклюзивную группу по имплементации Плана BEPS".
15 пунктов Плана BEPS
- Решение налоговых проблем и особенности налогообложения в эпоху "цифровой экономики".
- Нейтрализация т.н. "гибридных схем".
- Повышение эффективности правил о Контролируемых иностранных компаниях.
- Борьба с размыванием базы налогообложения через выплату процентов и других финансовых транзакций.
- Общее противодействие "недобросовестной налоговой практике", принимая во внимание вопросы прозрачности и реального экономического содержания компаний.
- Предотвращение злоупотреблений положениями договоров об устранении двойного налогообложения.
- Предотвращение применения схем искусственного избежания статуса "постоянного представительства".
- Разработка правил трансфертного ценообразования в части нематериальных активов.
- Разработка правил трансфертного ценообразования в части рисков и капитала.
- Разработка правил трансфертного ценообразования в части других транзакций с высоким риском.
- Разработка методов сбора и анализа информации в отношении размывания налоговой базы и вывода доходов из-под налогообложения.
- Внедрение правил, требующих раскрывать "приемы агрессивного налогового планирования".
- Оптимизация требований в отношении документирования трансфертного ценообразования и "пострановой отчетности".
- Разработка и повышение эффективности механизмов решения споров между странами по налоговым вопросам.
- Разработка всеобъемлющей многосторонней конвенции по вопросам международного налогообложения в целях модификации существующих налоговых договоров между странами.
К каждому пункту Плана даны детальнейшие (на несколько десятков страниц) пояснения соответствующей проблемы размывания налоговой базы и вывода доходов из-под налогообложения, а также предложены пути решения этой проблемы.
Практические выводы
Несмотря на то, что План BEPS представляет собой набор рекомендаций (то есть не является юридически обязательным документом), значение этого инструмента огромно. План будет внедряться в жизнь путем внесения соответствующих изменений в законодательство. Страны будут вынуждены проводить такие изменения, поскольку на "отказников" будет осуществляться жесткое политическое давление.
Всеобщее внедрение положений Плана BEPS приведет к тому, что подавляющее большинство схем международного налогового планирования потеряет свою эффективность, а некоторые из них станут и вовсе незаконными. В условиях значительного повышения степени прозрачности налоговым и правоохранительным органам станет значительно проще выявлять и разоблачать такие схемы.
Тем не менее, вышеизложенное вовсе не означает, что возможности налогового планирования будут полностью уничтожены. Просто в новых обстоятельствах "правила игры" станут более жесткими. Для того, чтобы не нарваться на неприятности, схемы взаимодействия с иностранными компаниями (в том числе с использованием классических оффшоров) должны быть тщательно проанализированы и, в случае необходимости, пересмотрены.
Что касается Украины, то здесь следует отметить, что наша страна не является членом ОЭСР. Однако остаться в стороне от этих процессов нам не позволят. Более того, некоторые положения Плана BEPS уже внедряются или готовятся к внедрению в украинское законодательство. Так, в рамках провозглашенного недавно курса на деоффшоризацию, в недрах Верховной Рады уже разрабатываются законопроекты о контролируемых иностранных компаниях и о присоединении нашей страны к механизмам международного автоматического обмена информацией. Скорее всего, антиоффшорные инициативы украинских властей будут разработаны и приняты на основе рекомендаций Плана BEPS.
Исходя из этого, мы в очередной раз хотим подчеркнуть важность скорейшей реструктуризации оффшорных активов (для тех, кто этого еще не сделал) и рекомендуем обратиться к специалистам для дальнейших консультаций.
Ссылки