В Евросоюзе завершился процесс утверждения т.н. "Пятой анти-отмывочной Директивы", направленной на ужесточение борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Среди прочего, документ предусматривает увеличение прозрачности информации о бенефициарных (реальных) владельцах компаний и трастов.

Оффшор в ЕвропеОфициальное наименование директивы звучит следующим образом: "Директива 2018/843/EU Европейского Парламента и Совета Европейского Союза о внесении поправок в Директиву 2015/849/ЕU о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма, а также о внесении поправок в Директивы 2009/138/EC и 2013/36/EU". Для простоты это громоздкое название сокращено до условного: "Пятая анти-отмывочная Директива" (англ. The Fifth Anti-Money Laundering Directive, сокр. 5AMLD).

Наличие порядкового номера в названии объясняется историей законодательной борьбы Евросоюза с отмыванием денег:

1. Первым документом, посвященным этим вопросам, стала принятая в 1991 году Директива 91/308/ЕЕС "О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег". Впоследствии на эту директиву стали ссылаться как на "Первую анти-отмывочную".

2. "Второй" стала Директива 2001/97/EC от 2001 года. Этот документ внес поправки в директиву 1991 года, несколько расширив сферу ее применения.

3. К середине нулевых годов кроме борьбы с отмыванием денег европолитики озаботились также и борьбой с международным терроризмом. Принятая в связи с этим в 2005 году Директива 2005/60/ЕС получила официальное название "О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма". Эта директива стала "Третьей анти-отмывочной", отменив действие первых двух.

4. Ныне действующая "Четвертая анти-отмывочная Директива" 2015/849/ЕU от 20 мая 2015 года заменила собой "Третью". Она ужесточила требования к т.н. "обязанным субъектам" (англ. Obliged Entities) - то есть к финансовым учреждениям (банкам, брокерам и др.) и лицам, оказывающим разного рода профессиональные услуги (адвокатам, нотариусам и др.), в части идентификации и проверки благонадежности своих клиентов. Кроме того, этот документ обязал страны ЕС создать у себя централизованные реестры бенефициарных владельцев компаний и реестры трастов, а также упростил механизмы сотрудничества и обмена информацией между компетентными органами.

5. В 2016 году на фоне участившихся террористических актов началось обсуждение необходимости внесения поправок в "Четвертую Директиву" - естественно, в сторону ужесточения ее требований. К декабрю 2017 года Совет ЕС и Европарламент согласовали изменения в общих чертах. 19 апреля 2018 года Европарламент одобрил предварительный текст поправок. 14 мая 2018 года они были приняты Советом ЕС. Подписание документа состоялось 30 мая 2018 года. Так родилась "Пятая Директива".

 

Основные положения "Пятой анти-отмывочной Директивы" (5AMLD)

1. Увеличение прозрачности информации о бенефициарных владельцах компаний. Доступ к централизованным реестрам таких бенефициаров теперь станет публичным, то есть открытым любому желающему.

В соответствии с "Четвертой Директивой", доступ к реестрам бенефициаров компаний имели компетентные органы и "обязанные субъекты". Любое другое лицо могло получить эту информацию только при наличии "легитимного интереса".

2. Увеличение прозрачности информации о трастах и подобных им структурах. В централизованные реестры трастов будет вноситься "информация о бенефициарном владении" (англ. Beneficial Ownership Regarding the Trust) любых трастов. Под "информацией о бенефициарном владении" подразумеваются данные об Учредителе траста, Доверительном собственнике, Попечителе (при наличии), Бенефициарах или любом ином физическом лице, осуществляющем эффективный контроль над трастом. Доступ к реестру трастов будет расширен. Кроме компетентных органов и "обязанных субъектов", эти сведения сможет получить любое другое лицо при наличии "легитимного интереса".

Согласно положениям "Четвертой Директивы", в реестр трастов должна была вноситься соответствующая информация только если траст имел налоговые последствия, а доступ к реестру предусматривался только для компетентных органов и "обязанных субъектов".

3. Кредитным и финансовым учреждениям стран ЕС будет запрещено предоставлять своим клиентам анонимные банковские сейфы (ячейки) (англ. Anonymous Safe-Deposit Boxes). Их нынешние владельцы должны быть идентифицированы до 10 января 2019 года, и в любом случае до момента использования ими таких сейфов (ячеек) тем или иным способом.

В "Четвертой Директиве" подобные запреты были установлены в отношении анонимных счетов (англ. Anonymous Accounts) и анонимных банковских расчетных книжек (англ. Anonymous Passbooks). Эти запреты останутся в силе.

4. Расширен круг "обязанных субъектов". В число таковых будут включены "провайдеры электронных кошельков" (англ. Custodian Wallet Providers) и "платформы обмена виртуальных валют" (англ. Virtual Currency Exchange Platforms). Они будут обязаны проводить идентификацию и проверку благонадежности своих клиентов.

Что интересно, "Пятая Директива" содержит довольно стройное определение понятия "виртуальная валюта" (англ. Virtual Currency), под которое явно подпадают популярные нынче криптовалюты. В связи с этим специалисты называют директиву шагом к жесткому регулированию блокчейна в ЕС.

5. Усилены возможности компетентных органов финансовой разведки стран Евросоюза (англ. Financial Intelligence Units, сокр. FIUs) в части запроса, получения и использования информации от "обязанных субъектов" в целях предотвращения, выявления и эффективной борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

6. Уточнены критерии отнесения третьих стран (не членов ЕС) к категории "высоко-рискованных" (англ. High Risk Third Countries), транзакции с резидентами которых должны подпадать под особо пристальное внимание. Перечень таких стран утверждает Еврокомиссия - орган исполнительной власти, ответственный за выполнение решений Европарламента и Совета ЕС.

19 июня 2018 года "Пятая анти-отмывочная Директива" была опубликована в официальном журнале Европейского Союза (англ. Official Journal of the European Union). Директива вступила в силу 9 июля 2018 года. Государства-члены ЕС должны привести свое законодательство в соответствие с ее требованиями в течение последующих 18 месяцев (т.е. к началу 2020 года).

 

Документы

 

Еще по теме

 

09.11.2018    ОБНОВЛЕНО: Кипрские власти берут на прицел компании-пустышки
Центральный банк Республики Кипр планирует запретить местным банкам обслуживать "компании-пустышки". По сообщениям кипрских СМИ, об... [Читать далее]
02.11.2018    Грабь награбленное! Британский вариант экспроприации экспроприаторов
Власти Великобритании провели первые судебные запросы об "активах сомнительного происхождения" без предъявления уголовных обвинений. Этот... [Читать далее]
26.10.2018    Украина наращивает усилия по реализации Плана действий BEPS
24 октября 2018 года Министерство финансов Украины совместно с Национальным банком опубликовали законопроект о внедрении... [Читать далее]

Все новости
16.10.2018   Вольфсбергские принципы
Каким образом банки следят за своими клиентами и пресекают отмывание грязных денег...[Читать далее]
10.08.2018   Корпоративная реформа на Маврикии
Важные изменения законодательства Маврикия о компаниях международного бизнеса...[Читать далее]

Все обновления

 

© 2018 Компания Nexus Ltd. Все права защищены.

Аналитические материалы, размещенные на сайте , имеют исключительно информационное назначение, не являются предложением проводить операции на рынке ценных бумаг или осуществлять те или иные инвестиции, и не могут рассматриваться как специальная юридическая консультация или руководство к действию. Мы прилагаем все разумные усилия, чтобы публикуемая информация была актуальной, точной и достоверной. Тем не менее, компания Nexus Ltd не несет ответственность за убытки (как прямые, так и косвенные), полученные в результате самостоятельного использования опубликованной информации. Любые решения в области бизнеса и инвестиций всегда связаны с риском. Непременным условием принятия таких решений должно быть понимание этих рисков и осознание личной ответственности инвестора или предпринимателя за результаты своих решений. Некоторые услуги могут быть ограничены для резидентов Украины.