В Европейском Союзе подходит к концу процесс утверждения т.н. "Пятой анти-отмывочной Директивы", направленной на ужесточение борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Среди прочего, документ предусматривает увеличение прозрачности информации о бенефициарных (реальных) владельцах компаний и трастов.

Оффшор в ЕвропеОфициальное название директивы звучит следующим образом: "Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза о внесении поправок в Директиву 2015/849/ЕС о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма, а также о внесении поправок в Директивы 2009/138/EC и 2013/36/EU". Для простоты это громоздкое название сокращено до условного: "Пятая анти-отмывочная Директива" (англ. The Fifth Anti-Money Laundering Directive, сокр. 5AMLD).

Наличие порядкового номера в названии объясняется историей законодательной борьбы Евросоюза с отмыванием денег:

1. Первым документом, посвященным этим вопросам, стала принятая в 1991 году Директива 91/308/ЕЕС "О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег". Впоследствии на эту директиву стали ссылаться как на "Первую анти-отмывочную".

2. "Второй" стала Директива 2001/97/EC от 2001 года. Этот документ внес поправки в директиву 1991 года, несколько расширив сферу ее применения.

3. К середине нулевых годов кроме борьбы с отмыванием денег европолитики озаботились также и борьбой с международным терроризмом. Принятая в связи с этим в 2005 году Директива 2005/60/ЕС получила официальное название "О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма". Эта директива стала "Третьей анти-отмывочной", отменив действие первых двух.

4. Ныне действующая "Четвертая анти-отмывочная Директива" 2015/849/ЕС от 20 мая 2015 года заменила собой "Третью". Она ужесточила требования к т.н. "обязанным субъектам" (англ. Obliged Entities) - то есть к финансовым учреждениям (банкам, брокерам и др.) и лицам, оказывающим разного рода профессиональные услуги (адвокатам, нотариусам и др.), в части идентификации и проверки благонадежности своих клиентов. Кроме того, этот документ обязал страны ЕС создать у себя централизованные реестры бенефициарных владельцев компаний и реестры трастов, а также упростил механизмы сотрудничества и обмена информацией между компетентными органами.

5. С 2016 года на фоне участившихся террористических атак началось обсуждение необходимости внесения поправок в "Четвертую Директиву" - естественно, в сторону ужесточения ее требований. К декабрю 2017 года Совет ЕС и Европарламент согласовали изменения в общих чертах. 19 апреля 2018 года Европарламент одобрил предварительный текст поправок. Окончательное их принятие Советом ЕС состоялось 14 мая 2018 года. Так родилась "Пятая Директива".

 

Основные положения "Пятой анти-отмывочной Директивы" (5AMLD)

1. Увеличение прозрачности информации о бенефициарных владельцах компаний. Доступ к централизованным реестрам таких бенефициаров теперь станет публичным, то есть открытым любому желающему.

В соответствии с "Четвертой Директивой", доступ к реестрам бенефициаров компаний имели компетентные органы и "обязанные субъекты". Любое другое лицо могло получить эту информацию только при наличии "легитимного интереса".

2. Увеличение прозрачности информации о трастах и подобных им структурах. В централизованные реестры трастов будет вноситься "информация о бенефициарном владении" (англ. Beneficial Ownership Regarding the Trust) любых трастов. Под "информацией о бенефициарном владении" подразумеваются данные об Учредителе траста, Доверительном собственнике, Попечителе (при наличии), Бенефициарах или любом ином физическом лице, осуществляющем эффективный контроль над трастом. Доступ к реестру трастов будет расширен. Кроме компетентных органов и "обязанных субъектов", эти сведения сможет получить любое другое лицо при наличии "легитимного интереса".

Согласно положениям "Четвертой Директивы", в реестр трастов должна была вноситься соответствующая информация только если траст имел налоговые последствия, а доступ к реестру предусматривался только для компетентных органов и "обязанных субъектов".

3. Финансовым учреждениям стран ЕС будет запрещено предоставлять своим клиентам анонимные банковские сейфы (ячейки) (англ. Anonymous Safe-Deposit Box). Их нынешние владельцы должны быть идентифицированы в течение 6 месяцев с даты вступления директивы в силу, но в любом случае до момента использования ими таких сейфов (ячеек) тем или иным способом.

В "Четвертой Директиве" подобные запреты были установлены в отношении анонимных счетов (англ. Anonymous Accounts) и анонимных банковских расчетных книжек (англ. Anonymous Passbooks). Эти запреты останутся в силе.

4. Расширен круг "обязанных субъектов". В число таковых будут включены "провайдеры электронных кошельков" (англ. Custodian Wallet Providers) и "платформы обмена виртуальных валют" (англ. Virtual Currency Exchange Platforms). Они будут обязаны проводить идентификацию и проверку благонадежности своих клиентов.

Что интересно, "Пятая Директива" содержит довольно стройное определение понятия "виртуальная валюта" (англ. Virtual Currency), под которое явно подпадают популярные нынче криптовалюты. В связи с этим некоторые специалисты уже назвали директиву шагом к жесткому регулированию блокчейна в ЕС.

5. Усилены возможности компетентных органов финансовой разведки стран Евросоюза (англ. Financial Intelligence Units, сокр. FIUs) в части запроса, получения и использования информации от "обязанных субъектов" в целях предотвращения, выявления и эффективной борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

6. Уточнены критерии отнесения третьих стран (не членов ЕС) к категории "высоко-рискованных" (англ. High Risk Third Countries), транзакции с резидентами которых должны подпадать под особо пристальное внимание. Перечень таких стран утверждает Еврокомиссия - орган исполнительной власти, ответственный за выполнение решений Европарламента и Совета ЕС.

"Пятая анти-отмывочная Директива" вступит в силу через 20 дней после ее опубликования в официальном журнале Европейского Союза (англ. Official Journal of the European Union). Государства-члены ЕС должны будут привести свое законодательство в соответствие с требованиями директивы в течение 18 месяцев с даты ее вступления в силу (приблизительно к началу 2020 года).

 

 

Еще по теме

 

15.06.2018    Новый тип частных компаний на БВО
На Британских Виргинских Островах вступил в силу закон "О микро-компаниях" (англ. Micro Business Companies Act 2017), регулирующий создание и функционирование... [Читать далее]
08.06.2018    Меньше приватности - больше безопасности? Основные положения 5AMLD
В Европейском Союзе подходит к концу процесс утверждения т.н. "Пятой анти-отмывочной Директивы", направленной на ужесточение борьбы с отмыванием денег и... [Читать далее]
07.06.2018    ОБНОВЛЕНО: Информация о владельцах "британских заморских оффшоров" станет публичной
1 мая 2018 года ознаменовалось довольно громким событием в мире оффшорного бизнеса. В этот день нижняя палата британского парламента (Палата... [Читать далее]

Все новости
13.03.2018   Substance: новое оружие войны с оффшорами
Что такое "Substance" компании? Кому и зачем это нужно? Почему это важно?...[Читать далее]
09.02.2018   Гонконг: реестры лиц с существенным контролем
Вниманию владельцев гонконгских компаний! Важные нововведения о "реестре лиц с существенным контролем"....[Читать далее]
08.09.2017   Аннуитет
Удобный инструмент защиты активов, получения стабильного дохода и отсрочки налоговых обязательств....[Читать далее]

Все обновления

 

© 2018 Компания Nexus Ltd. Все права защищены.

Аналитические материалы, размещенные на сайте , имеют исключительно информационное назначение, не являются предложением проводить операции на рынке ценных бумаг или осуществлять те или иные инвестиции, и не могут рассматриваться как специальная юридическая консультация или руководство к действию. Мы прилагаем все разумные усилия, чтобы публикуемая информация была актуальной, точной и достоверной. Тем не менее, компания Nexus Ltd не несет ответственность за убытки (как прямые, так и косвенные), полученные в результате самостоятельного использования опубликованной информации. Любые решения в области бизнеса и инвестиций всегда связаны с риском. Непременным условием принятия таких решений должно быть понимание этих рисков и осознание личной ответственности инвестора или предпринимателя за результаты своих решений. Некоторые услуги, описанные на сайте, могут быть ограничены для резидентов Украины.