21 июня 2018 года Верховная Рада Украины с третьей попытки утвердила давно ожидаемый закон о валюте и валютных операциях (далее по тексту "Закон"). С введением Закона в действие валютное регулирование в Украине станет гораздо более либеральным. Вместе с тем, в нем имеются "закладки", по-прежнему позволяющие устанавливать жесткие ограничения.

Купить оффшорную компаниюПобедные реляции представителей Национального банка (НБУ) по поводу принятия Закона, обильно сдобренные красивой инфографикой, сводятся к тому, что украинцы наконец-то получат право свободно распоряжаться своим имуществом (в данном случае - валютой). И хотя это базовое право человека давно закреплено в Конституции Украины, "валютные ценности" в нашей стране всегда были имуществом с "особым статусом".

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим режим осуществления валютных операций на территории Украины, на сегодняшний день является морально устаревший Декрет Кабинета Министров о системе валютного регулирования и валютного контроля от 1993 года. Декрет, вкупе с разработанными на его основе законами и подзаконными актами, вот уже несколько десятилетий делает Украину страной с жестким валютным контролем.

Наличие валютного контроля совершенно несовместимо с украинскими евроинтеграционными устремлениями, поскольку "свобода перемещения капитала" (англ. Free Movement of Capital) является одним из ключевых принципов функционирования Европейского Союза. Эта свобода была впервые закреплена Римским договором 1957 года, заложившим основу создания т.н. "Европейского экономического сообщества" (одной из "опор" современного ЕС).

Свобода перемещения капитала подразумевает обеспечение:

  • беспрепятственных платежей и переводов через границы стран,
  • свободного приобретения зарубежных активов, в том числе акций компаний,
  • осуществления иностранных инвестиций в иных формах.

Долгие годы украинские власти повторяли дежурные фразы о необходимости валютной либерализации, подчеркивая при этом, что доставшаяся нам в наследство от СССР система валютного контроля является одной из главных причин сдерживания инвестиций. Однако до недавних пор дальше пустых разговоров дело не заходило. И вот на исходе 27-го года независимости в Украине законодательно оформлен принципиально новый подход к валютному регулированию. Какие изменения предусматривает принятый Закон?

 

"Бочка меда"

Главное: Закон заменит собой вышеупомянутый Декрет о системе валютного регулирования и валютного контроля (и ряд других актов) и закрепит в отношении валютных операций гражданско-правовой принцип: "разрешено все, что прямо не запрещено".

На практике это будет означать, что украинские резиденты (физические и юридические лица) получат право без особых разрешительных процедур (т.е. без необходимости получения индивидуальной лицензии НБУ):

  • открывать банковские и брокерские счета в иностранных финансовых учреждениях,
  • ввозить в Украину и вывозить из нее ценные бумаги,
  • инвестировать за рубеж в разного рода активы - недвижимость, ценные бумаги и т.п.
Следует отметить, что учреждение оффшорной компании по сути также представляет собой "зарубежную инвестицию", при которой за валюту оплачиваются (полностью или частично) акции в компаниях LTD или сертификаты участия в компаниях LLC.

Кроме того, Закон подразумевает упразднение некоторых болезненных ограничений для экспортно-импортных и кредитных операций, а именно:

  • отменяется требование обязательной продажи экспортерами части своей валютной выручки,
  • отменяется т.н. "правило 180 дней" (максимальный срок расчетов по экспортно-импортным контрактам) и санкции за его нарушение,
  • отменяется требование регистрации кредитов от нерезидентов.

В общем и целом, в Законе хватает позитива. В нем торжественно зафиксированы свобода валютных операций и запрет неправомерного вмешательства государства в такие операции. Законом также закреплена публичность решений НБУ при осуществлении "надзора" за соблюдением валютного законодательства.

Кстати, словосочетание "валютный контроль" в нашем законодательстве теперь применяться не будет. Изменение соответствующих формулировок предусмотрено ст. 16 Закона. Это даст возможность утверждать, что валютного контроля в Украине больше нет (по крайней мере, формально).

В НБУ уверены, что Закон позволит Украине перейти в категорию "экономически свободных стран" и сможет обеспечить проведение валютных операций в полном соответствии с европейскими нормами о свободе перемещения капитала. А это, в свою очередь, должно способствовать значительному улучшению украинского инвестиционного климата.

 

"Ложки дегтя"

Основной негативный момент Закона: НБУ получит широкие полномочия для "реагирования на кризисные ситуации", что может свести на нет весь эффект либерализации.

В частности, в ст. 12 Закона указано, что в случае наличия признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, ухудшения платежного баланса Украины, или возникновения обстоятельств, которые угрожают стабильности отечественной банковской и (или) финансовой системы, НБУ имеет право временно устанавливать следующие "защитные меры":

  • обязательную продажу экспортерами части валютной выручки,
  • граничные сроки расчетов по экспортно-импортным контрактам,
  • особенности операций, связанных с перемещением капитала,
  • разрешения и (или) лимиты для осуществления некоторых видов валютных операций,
  • требования к резервированию средств для валютных операций,
  • иные меры, предусмотренные ст. 71 закона о Национальном банке Украины.

Другими словами, НБУ своим волевым решением сможет легко вернуть страну во времена жесткого валютного контроля. Ограничительные защитные меры могут вводиться на период до 6 месяцев с возможностью дальнейшего продления.

Среди негативных положений Закона следует также отметить:

  • существенное увеличение размера штрафных санкций за нарушение валютного законодательства путем внесения соответствующих поправок в Кодекс Украины об административных правонарушениях (п. 4 ст. 16 Закона),
  • отсутствие обратной силы Закона в отношении валютных нарушений, совершенных до его вступления в силу (п. 8 ст. 16 Закона) - в Законе прямо указано, что ответственность за такие правонарушения наступает в соответствии с нормами законодательства, действовавшего на момент их совершения.

Кроме того, Закон не отменяет финансовый мониторинг. Украинские банки все так же будут обязаны проверять своих клиентов и их операции, в некоторых случаях требуя документально подтвердить источники происхождения средств.

Закон вступил в силу 7 июля 2018 года. Однако действовать он начнет гораздо позже - 7 февраля 2019 года. За этот 7-месячный переходный период НБУ и другие органы государственной власти должны будут привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с положениями Закона.

 

Документы

 

Еще по теме

 

09.11.2018    ОБНОВЛЕНО: Кипрские власти берут на прицел компании-пустышки
Центральный банк Республики Кипр планирует запретить местным банкам обслуживать "компании-пустышки". По сообщениям кипрских СМИ, об... [Читать далее]
02.11.2018    Грабь награбленное! Британский вариант экспроприации экспроприаторов
Власти Великобритании провели первые судебные запросы об "активах сомнительного происхождения" без предъявления уголовных обвинений. Этот... [Читать далее]
26.10.2018    Украина наращивает усилия по реализации Плана действий BEPS
24 октября 2018 года Министерство финансов Украины совместно с Национальным банком опубликовали законопроект о внедрении... [Читать далее]

Все новости
16.10.2018   Вольфсбергские принципы
Каким образом банки следят за своими клиентами и пресекают отмывание грязных денег...[Читать далее]
10.08.2018   Корпоративная реформа на Маврикии
Важные изменения законодательства Маврикия о компаниях международного бизнеса...[Читать далее]

Все обновления

 

© 2018 Компания Nexus Ltd. Все права защищены.

Аналитические материалы, размещенные на сайте , имеют исключительно информационное назначение, не являются предложением проводить операции на рынке ценных бумаг или осуществлять те или иные инвестиции, и не могут рассматриваться как специальная юридическая консультация или руководство к действию. Мы прилагаем все разумные усилия, чтобы публикуемая информация была актуальной, точной и достоверной. Тем не менее, компания Nexus Ltd не несет ответственность за убытки (как прямые, так и косвенные), полученные в результате самостоятельного использования опубликованной информации. Любые решения в области бизнеса и инвестиций всегда связаны с риском. Непременным условием принятия таких решений должно быть понимание этих рисков и осознание личной ответственности инвестора или предпринимателя за результаты своих решений. Некоторые услуги могут быть ограничены для резидентов Украины.